• 27 февраля 2018, вторник
  • Москва, Улица Рочдельская 15, строение 12А. ДК Трёхгорка

Omnibus Rebus – семинар о театре

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

2221 день назад
27 февраля 2018 c 19:00 до 21:00
Москва
Улица Рочдельская 15, строение 12А. ДК Трёхгорка

Режиссер театра blackSKYwhite Дмитрий Арюпин и Александр Бибиков проведут вторую по счету встречу в рамках проекта Omnibus Rebus (лат. — обо всех вещах, обо всем).

"Театр заслуживает своей науки, и не одной. Но наука не конструируется отдельными людьми – это результат реализации некоторой, иногда совершенно маргинальной, потребности общества. И этот семинар можно расценивать как сигнал обществу – реакция на этот сигнал достаточно точно предскажет будущее науки о театре потому, что государственные гранты, конференции, форумы, лаборатории и прочие приятности околотеатральной жизни – это всего лишь сор, навозная куча для невежд и глупцов, уверенных, что место, на котором они сидят наполнят их головы мыслями, а слова содержанием.

 

Эта заметка служит не сжатым изложением материала, который планируется представить на семинаре, но общими тезисами – направлениями, которые кажутся перспективными для опыта позитивного мышления о театре, его структуре, его функциях и о возможности моделирования основных процессов, в нем протекающих. Целью является описание этих компонентов в равномерной терминологии, исключающей субъективные и случайные характеристики, отрицающее интроспекцию как метод исследования. При этом мы полагаем общим базисным свойством, что театр существует в виде двух глубоко различных, несводимых друг к другу феноменов – аналогичных языку и речи – чтобы не использовать неуклюжих и неточных словесных конструкций, будем называть их театр А и театр Б. Не претендуя на определение – театр А представляет собой систему возможностей для театрального высказывания, его элементы связаны с другими элементами противопоставлением, логической дизъюнкцией, "или-или". А театр Б – это коммуникативная система, реализующая связи, декларированные театром А, в виде последовательных или последовательно-параллельных цепочек – реальных театральных высказываний. Его элементы связаны между собой (в высказывании) логическим отношением конъюнкции. Я привел эти уточнения в самом начале разговора для того, чтобы подчеркнуть их важность. Основа исследования – это театр А, недоступный прямым методам воздействия или измерения, получающий материализацию исключительно в виде театрального высказывания или теоретического моделирования; именно это я имел в виду на первом семинаре, когда говорил, что театр невидим как лучи света в пустоте – нужно добавить в пустое пространство пыль или отражающую поверхность, чтобы наблюдение стало возможным – хотя ни пыль, ни поверхность не является светом и не определяют его свойств.

  • Театр реализуется в спектаклях, но не состоит из них, спектакли материализуют виртуальную природу театра, но добавляют в нее столько индивидуального и случайного мусора, что анализ их с точки зрения общенаучной методологии чрезвычайно затруднен.
  • Театр кажется территорией свободы, в которой реализуются исключительно творческие способности авторов, но на деле он пронизан вертикальными и горизонтальными связями, и свободная воля путешествует лишь по разрешенным синтагматикой коридорам. Театр представляется неразвивающейся субстанцией, колесом проворачивающимся на месте, шестеренками повторяющими себя несчетное количество раз,- но когда вы представите себе его парадигматические ряды, выстроившиеся как терракотовая армия- частично открытая и готовая для использования, частично тонущая в темноте и терпеливо ожидающая новых поколений делателей спектаклей- вы почувствуете что прирост нового содержания совершается не на переднем плане, не в рамках нашумевших театральных высказываний, а в невидимых даже самому дотошному взгляду морфологических сплетениях- гигантской грибнице- границы и структура которой наверное никогда не будут определены.  

Что нужно требовать от деятельности, претендующей на научность:

  1. системность
  2. детерминизм 
  3. единство теоретического и эмпирического    
  4. Интерсубъективность. Данный признак выражает свойство общезначимости, общеобязательности для всех людей, всеобщности научного знания.

Приведенные свойства – это не модель для сборки, на начальном этапе они существуют в эмбриональном виде – в качестве простейших ограничений и связей. Рассмотрение должно иметь общую структуру, которая отражает структуру изучаемого объекта (раньше я писал об этом как о равномерной терминологии), область изучения не распадается на взаимно изолированные слои  все изменения, вообще говоря, нелокальны. Процесс воспроизведенный с идентичными начальными данными приводит к идентичным результатам. Результаты не зависят от субъективных или индивидуальных характеристик итд.

 

Одной из главных проблем этой области научного знания является отсутствие техники измерения – театр априори сопротивляется фиксации и, тем более, привычным измерительным приемам. Это ставит под сомнение и детерминизм, и единство теоретического, и эмпирического – и следовательно всю конструкцию позитивного знания. Но нам кажется, что дело скорее в инерции мышления, чем в неразрешимости задачи. Поэтому как основу фиксации театральных высказываний (и одновременно  саморазвивающуюся систему проектирования и управления художественными процесами в театре) мы предлагаем своего рода "аналитическую машину Бэббиджа" – универсальный моделлер, структура которого в результате применения должна отражать связи и отношения в собственно театре – обо всем  этом, и о конкретном предложении реализации такого моделлера на основе метода конечных автоматов, поговорим на семинаре."

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше